Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Музыка vs. Психология
The Cranberries In Your Head > Общение > Музыка
Geenay
О желании создать такую тему я говорил уже давно. Итак, день настал. Тема почти создана. rolleyes.gif

О чем здесь можно поговорить? Я думаю, обо всем, что объединяет понятия, вынесенные в заголовок.
К примеру, от чего зависит степень фанатения от музыки / исполнителя, как музыка может влиять на картину мира или картина мира на ту музыку, которую мы себе выбираем...
Сразу добавлю, что я не психолог, хотя психологией увлекаюсь. В частности, гештальт-психологией, призванной искать глубинные связи между самыми разными явлениями, так или иначе возникающими/присутствующими в нашей жизни. Музыка - это очень сложное и многомерное явление, посему хотелось бы знать, какую роль у кого она играет, зачем мы тратим на нее драгоценное время, что нам музыка дает взамен. sm84.gif Существуют ли вредные или полезные стили? Способна ли музыка воссоздавать или разрушать психику?

Вопросов и тем много. Будет, о чем поговорить. :)
Карп
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
К примеру, от чего зависит степень фанатения от музыки / исполнителя, как музыка может влиять на картину мира или картина мира на ту музыку, которую мы себе выбираем...

Пытаешься переложить старую философскую посылку о том, что «Бытие определяет сознание или, наоборот…» в плоскость музыки?;)
Можно и на эту тему поговорить… Консенсус тут невозможен по-определению, но поговорить можно.
Если исходить из допущения, что Бытие это окружающий нас мир (люди, поступки, события), а музыка – часть сознания (т. к. сознание это пакет свобод (в том числе и свобода выбора музыки), а также воля распоряжаться этими свободами), то вырисовывается следующая картина:
Думаю, каждый конкретный миг баланса этих понятий зависит от времени, в котором он происходит. Так как возраст (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная зрелость) есть функция времени, то соответственно и от возраста.
Сначала окружающий мир (ОМ) имеет исключительное влияние на человека в плане выбора музыки. Затем сознание (сформированное, между прочим, и музыкой навязанной нам ОМ) постепенно начинает превалировать. И как нам кажется, наша любимая музыка начинает в значительной степени влиять на наше мировосприятие! Но, к сожалению, это иллюзорное ощущение… Человек слаб, и большинство из нас так и не могут сойти с рельс, на которые нас поставили с момента рождения и которые были отлиты задолго до него! В общем Бытием начали, Бытием закончили. Те люди, которые смогли вырваться из этого замкнутого круга начинают делать свою музыку (живопись, литературу…) влияющую на сознание других людей! Но этим лишь порождают новые замкнутые круги!
Но не всё так пессимистично! Подавляющее большинство народу полностью устраивает такое положение дел, да оно и к лучшему… Я и сам себя чувствую очень уютно внутри своего круга, и не хочу ничего менять. Пока…

Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Музыка - это очень сложное и многомерное явление, посему хотелось бы знать, какую роль у кого она играет, зачем мы тратим на нее драгоценное время, что нам музыка дает взамен.
Искусство вообще и Музыка в частности это одни из очень немногих вещей, которыми человек хоть как-то оправдывает своё, в общем то бессмысленное существование на этой голубой Планете! Более общее понятие – творчество. Хотя нет, разные категории: творчество – Попытка, т. е. Движение, а Искусство – состояние, суть Цель!

Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Вопросов и тем много. Будет, о чем поговорить. :)

Не жалеешь ещё Лёша, что эту тему начал?;) Я хоть и стараюсь не ввязываться в высоколобые диспуты, но один раз не водолаз:)) Мухоморы поотпускают, нужно добавить!
Geenay
Саш, спасибо, что поддержал эту странную тему!! sm93.gif

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Пытаешься переложить старую философскую посылку о том, что «Бытие определяет сознание или, наоборот…» в плоскость музыки?;)


А что, хороший старт! По сути, так и выходит. Философствовать на общих позициях гораздо трудней, а в разговоре о музыке и сознании можно привести кучу примеров из жизни. Именно примеры мне и нужны. Просто считаю свое увлечение музыкой уже патологическим. И т.к. денег оно не приносит, хочу разобраться в его сути и по возможности сократить затрачиваемую на него энергию, т.к. полностью отказаться от музыки вряд ли смогу.

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Бытие это окружающий нас мир (люди, поступки, события), а музыка – часть сознания (т. к. сознание это пакет свобод (в том числе и свобода выбора музыки), а также воля распоряжаться этими свободами).


Отличный гештальтистский подход! Сразу можно сделать проекцию на музыку: в чем заключается эта свобода выбора? Что за выбор можно совершить в отношении музыки? Другими словами, вообще какие у человека могут быть причины слушать музыку? Я пока вижу три: потому что кайфово (гедонистический критерий), потому что модно, все слушают (социализирующий критерий), чтобы выделиться из "серой массы" ("эго-защитный"-критерий). К примеру, мое увлечение немецкой музыкой варьируется между 1-м и 3-м критерием. Правда пока не могу сказать, какой из критериев преобладает. Возможно, поровну.

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Сначала окружающий мир (ОМ) имеет исключительное влияние на человека в плане выбора музыки. Затем сознание (сформированное, между прочим, и музыкой навязанной нам ОМ) постепенно начинает превалировать. И как нам кажется, наша любимая музыка начинает в значительной степени влиять на наше мировосприятие!


Кстати, как считаешь, в каком возрасте должно произойти это новое превалирование? Дело в том, что у меня этот перевес сил происходил несколько раз!! И если в 2001-2003 годах я слушал только немецкий панк-рок, то потом перешел на радио-попсу, а еще чуть позже скатился к пристрастиям 1995-1998 годов, к европейской танцевальной музыке. Впрочем, если говорить о музыке, звучащей по радио (особенно отечественной попсне), то у меня к ней почти всегда стойкое отторжение (исключение было в 1995-1996 годах, когда я на магнитофон записывал с радио все подряд, и даже The Cranberries )))).

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Но, к сожалению, это иллюзорное ощущение… Человек слаб, и большинство из нас так и не могут сойти с рельс, на которые нас поставили с момента рождения и которые были отлиты задолго до него!


Ты имеешь в виду тех, кто не выработал свой вкус в отношении музыки и идет на поводу у моды? Начнем с того, что таких большинство, и большей их части все равно, что звучит по радио. Они как раз радио и слушают, а что-то купить (даже пиратское) - на это их не хватает. Это просто люди, использующие музыку как "расслабон", как средство для снятия тревоги. Можно ли считать, что они получают от музыки удовольствие?

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Те люди, которые смогли вырваться из этого замкнутого круга начинают делать свою музыку (живопись, литературу…) влияющую на сознание других людей! Но этим лишь порождают новые замкнутые круги!


Вот, а про новые замкнутые круги - чуть подробнее, плизз... twisted.gif

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Но не всё так пессимистично! Подавляющее большинство народу полностью устраивает такое положение дел, да оно и к лучшему… Я и сам себя чувствую очень уютно внутри своего круга, и не хочу ничего менять. Пока…


Просто музыка в жизни многих людей - это не главное. А что касается уюта внутри своего круга - что ты понимаешь?

Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Не жалеешь ещё Лёша, что эту тему начал?;) Я хоть и стараюсь не ввязываться в высоколобые диспуты, но один раз не водолаз:)) Мухоморы поотпускают, нужно добавить!


Нет, не жалею. tongue.gif
Во мне, видимо, сидит "комплекс высоколобого", иногда хочется порассуждать на какую-то "умную" тему, показать свою "начитанность", "эрудицию" и т.п. Я с этим борюсь, но пока что бесполезно... sad.gif Впрочем, сейчас случай особый. Я именно хочу разобраться в феномене "музыкальной зависимости" и пострараться от нее избавиться...

*а так же разобраться, почему именно хочется избавиться от того, к чему я привязан долгие годы, как к этой привязанности относится Крэн-фанатизм, и вообще, может, другие ощущают нечто похожее...*
Карп
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
А что, хороший старт! По сути, так и выходит. Философствовать на общих позициях гораздо трудней, а в разговоре о музыке и сознании можно привести кучу примеров из жизни.
Я стараюсь втиснуть обсуждение подобных глобальных вещей в «прокрустово ложе» данной темы, но иногда всё-таки выносит на простор общей философии;)
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Просто считаю свое увлечение музыкой уже патологическим. И т.к. денег оно не приносит, хочу разобраться в его сути и по возможности сократить затрачиваемую на него энергию, т.к. полностью отказаться от музыки вряд ли смогу.
Если ты хочешь сказать, что у тебя зависимость от музыки, то это далеко не самый худший вид зависимости! Правда если это действительно забирает почти всю энергию, то, пожалуй, действительно стоит перенаправить часть в более практичное русло.
Ну а полностью отказываться от этого точно не стоит! К чему, такая психологическая ампутация!
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Отличный гештальтистский подход! Сразу можно сделать проекцию на музыку: в чем заключается эта свобода выбора? Что за выбор можно совершить в отношении музыки? Другими словами, вообще какие у человека могут быть причины слушать музыку? Я пока вижу три: потому что кайфово (гедонистический критерий), потому что модно, все слушают (социализирующий критерий), чтобы выделиться из "серой массы" ("эго-защитный"-критерий).
Я бы две твоих причины объединил в одну. И 2-ую и в 3-ю, по сути, объединяет (а)социализирующий (как ты его называешь) фактор. Только 2-ая со знаком «плюс» - быть как все (большинство), а 3-я соответственно со знаком «минус» - не быть как все. Обе, на мой взгляд, порочны. И понял я это не так давно.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
К примеру, мое увлечение немецкой музыкой варьируется между 1-м и 3-м критерием. Правда пока не могу сказать, какой из критериев преобладает. Возможно, поровну.
К примеру, моё увлечение Depeche Mode прошло все три состояния. Сначала, что бы быть как все, затем, что бы не быть как все, и, наконец, потому что кайфово!
А вот позицию «кайфово» я бы как раз разделил на несколько составляющих. Если не по степени воздействия, то хотя бы по локализации. Кайфово чему? Голове? Сердцу? Душе? Ногам, наконец? Ну, я думаю понятно, что не конкретный орган ввиду имеется, а его эмоциональный эквивалент.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Кстати, как считаешь, в каком возрасте должно произойти это новое превалирование?
Эх, хотелось бы на манер Карлсона, которого спросили о полном рассвете сил ответить «в любом»! Но думаю лет в 26-27.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Дело в том, что у меня этот перевес сил происходил несколько раз!! И если в 2001-2003 годах я слушал только немецкий панк-рок, то потом перешел на радио-попсу, а еще чуть позже скатился к пристрастиям 1995-1998 годов, к европейской танцевальной музыке. Впрочем, если говорить о музыке, звучащей по радио (особенно отечественной попсне), то у меня к ней почти всегда стойкое отторжение (исключение было в 1995-1996 годах, когда я на магнитофон записывал с радио все подряд, и даже The Cranberries )))).
Всё в этом мире подчинено циклам… Даже такие казалось бы, эфемерные веши как индивидуальный музыкальный вкус. И тут мы опять возвращаемся к идее замкнутых кругов, ибо круг является апогеем процесса циклирования…
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Ты имеешь в виду тех, кто не выработал свой вкус в отношении музыки и идет на поводу у моды?
И тех, кто уже давно определился, и тех, кто не выработал. Всё различие между ними в том, что одни едут по своим рельсам (являясь некими гомеостатами в этом непостоянном мире), а другие по чужим (марионеточный подход)…
И если первые вынуждены искать причины продолжать движение (в общении с себеподобными, в своём внутреннем мире, в безумии, наконец), то за вторых эти причины давно уже найдены и преподнесены им на блюдечке, с красивой такой голубой каёмочкой.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Начнем с того, что таких большинство, и большей их части все равно, что звучит по радио. Они как раз радио и слушают, а что-то купить (даже пиратское) - на это их не хватает. Это просто люди, использующие музыку как "расслабон", как средство для снятия тревоги. Можно ли считать, что они получают от музыки удовольствие?
С точки зрения гедонизма – определённо. Я и сам иногда не прочь послушать что-нибудь этакое, под настроение. Только удовольствие, получаемое от такой музыки поверхностно («Америку открыл»:))). То, что проникает немного глубже, лежит в совершенно иной плоскости.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
Вот, а про новые замкнутые круги - чуть подробнее, плизз...
Это очень общий вопрос. Концепцию, я в принципе понимаю, я вот объяснять на пальцах не пробовал даже себе. Интеллектуальная база есть, а вот знаний, увы, пока не хватает:(
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 23:30) *
*а так же разобраться, почему именно хочется избавиться от того, к чему я привязан долгие годы, как к этой привязанности относится Крэн-фанатизм, и вообще, может, другие ощущают нечто похожее...*
другие ощущают нечто похожее…
kerranswell
Цитата(Карп @ 27.11.2007, 21:36) *

Сначала окружающий мир (ОМ) имеет исключительное влияние на человека в плане выбора музыки. Затем сознание (сформированное, между прочим, и музыкой навязанной нам ОМ) постепенно начинает превалировать. И как нам кажется, наша любимая музыка начинает в значительной степени влиять на наше мировосприятие! Но, к сожалению, это иллюзорное ощущение… Человек слаб, и большинство из нас так и не могут сойти с рельс, на которые нас поставили с момента рождения и которые были отлиты задолго до него! В общем Бытием начали, Бытием закончили. Те люди, которые смогли вырваться из этого замкнутого круга начинают делать свою музыку (живопись, литературу…) влияющую на сознание других людей! Но этим лишь порождают новые замкнутые круги!
Но не всё так пессимистично! Подавляющее большинство народу полностью устраивает такое положение дел, да оно и к лучшему… Я и сам себя чувствую очень уютно внутри своего круга, и не хочу ничего менять. Пока…

Тему о кругах ты затронул очень серьезную, хотя я никогда не думал о ней в связи с музыкой и искусством.. скорее как о кругах мироощущения, восприятия ОМ в целом. Поэтому если я начать говорить об этом, то это получится уже не по теме, так как все зайдет гораздо шире разреза мира по музыке. Хотя можно поговорить о том, какую роль музыка играет в только ещё более законсервировании человека в его "круге" или наоборот в раскрытии круга, освобождении человека.
Лично мне кажется, что если слушать музыку из-за вышеприведенных социальных факторов, то это может повлечь только закрепление "круга", думаю ясно почему. Только когда человек подходит к музыке уже более серьезно, а именно когда она цепляет его - тогда можно сказать человек открывает в себе некие грани сам, самостоятельно (ну не без помощи стимулятора, в данном случае музыки канеш)... А так как "круг" есть ограничение человека именно в духовном плане, то расширение/реодоление этих внутренних граней и есть освобождение человека. У человека начинают появляться некие чувства, которые важны для него и которые не имеют ничего (относительно) общего с остальным обществом, таким образом вырабатываются его собственные моральные ценности, которые гораздо выше и ценнее, чем ценности вбитые обществом, мтв ( - социальные факторы ;) ), выше и ценнее потому что то, что достигнуто самим собой всегда ценней и правдивей (ведь истина кроется внутри нас, а не в ОМ ))) )
Так что получается? Чтобы освободиться от ограничений, освободить свою жизнь от ложных ценностей (лично я под этим и понимаю этот самый "круг" ) ) нужно раскрыть и развить свое внутреннее Я. Для чего нам помогают стимуляторы. Искусство очень мощный стимулятор. Как и музыка. Но есть и другие.
Собсно я уже ответил на вопрос (если он вобще задавался smile.gif ) почему я слушаю музыку. Все вышеописанное мною это мой собственный опыт, и музыка мне нужна как раз для того, чтобы освободиться, стать еще более свободным.. ибо это одна из самых главных ценностей в моей жизни. Вобщем то, на вскидку я могу назвать три основных фактора-стимулятора, которые мне необходимы: Искусство, ОМ (хе, здесь уже не общественный мир имеется в виду, а ... природа, единение с природой, осознание себя как часть этого мира, поиск в себе "древнего духа этого холодного и одинокого мира"), и Любовь ("она может быть такой разной", но она открывает порой самые глубокие тайны и грани в себе за самые кротчайшие сроки rolleyes.gif )....
Geenay
Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

Если ты хочешь сказать, что у тебя зависимость от музыки, то это далеко не самый худший вид зависимости! Правда если это действительно забирает почти всю энергию, то, пожалуй, действительно стоит перенаправить часть в более практичное русло.


Я так полагаю: агрессивный инстинкт, доставшийся нам от предков, - очень мощная и полезная штука. Если его воплощать в своей деятельности, то, во-первых, можно добиться больших высот - т.к. работа не будет затрагивать глубинную жизненную силу. Во-вторых, в душе освободится больше пространства именно для получения удовольствия от жизни, т.е. заработает т.н. "сексуальный инстинкт", очень часто не связанный с сексом и проявляющийся во многих вещах, например, в прослушивании хорошей музыки. Это я считаю нормой. Но часто музыка нужна для снятия тревоги (например, за рулем, особенно - в пробке), и тогда никакого удовольствия она не приносит, только успокаивает. Боюсь, но сейчас большинство музыки воспринимается у меня только со второй позиции: как средство снятия перманентной тревоги. Помню, когда в начале 90х я фанател по группе "Кар-Мэн", оооооо, вот это я понимаю, был фанатизм. Я до сих пор помню свои ощущения, когда я слушал их песни. Хочется это повторить, но уже никак. В то же время, тогда у меня музыка не была основным увлечением, энергии на нее затрачивалось куда меньше. Поэтому сейчас я пытаюсь выяснить, почему меня так сильно тянет слушать и находить музыку, хотя кайфа она приносит несоизмеримо меньше, чем в детстве. И почему мне так тяжело от нее отказаться, хотя инстинкты ею затрагиваются куда меньше, чем в прошлом.

Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

Я бы две твоих причины объединил в одну. И 2-ую и в 3-ю, по сути, объединяет (а)социализирующий (как ты его называешь) фактор. Только 2-ая со знаком «плюс» - быть как все (большинство), а 3-я соответственно со знаком «минус» - не быть как все. Обе, на мой взгляд, порочны. И понял я это не так давно.


А мне кажется, что у 2-й и 3-й причины разная сущность, хотя фактически они находятся в одном пространстве, с противоположными знаками. "Быть как все" - это правило общества, и личность подвергается бомбардировке этим правилом благодаря "супер эго", которое на подсознательном уровне отвечет именно за выживание индивида в обществе. Что касается 2-й причины, то ее актор - те психические механизмы, которые противостоят социализации, и, значит, далеко не во всех случаях они создаются работой "супер-эго" (как, например, нигилизм по отношению к общественным ценностям и Диме Билану вовсе не означает стремление попасть в панк-сообщество). А в чем ты видишь их порочность? Я - в том, что музыка здесь - всего лишь средство для достижения/потери какого-то социального статуса. На ее месте может быть все, что угодно: одежда, кино, книги, фильмы, манера вести разговор и т.д.

Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

К примеру, моё увлечение Depeshe Mode прошло все три состояния. Сначала, что бы быть как все, затем, что бы не быть как все, и, наконец, потому что кайфово!


Если вкратце, то что этот кайф означет для тебя, как проявляется на чувственном уровне?

Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

А вот позицию «кайфово» я бы как раз разделил на несколько составляющих. Если не по степени воздействия, то хотя бы по локализации. Кайфово чему? Голове? Сердцу? Душе? Ногам, наконец? Ну, я думаю понятно, что не конкретный орган ввиду имеется, а его эмоциональный эквивалент.


Очень интересно. Постараюсь привести примеры, а ты их дополни чем-нибудь. Кайф для головы - это музыка, где наш интеллект получает кайф от сложных аранжировок, необычных ходов и т.п. (например, музыка Брайана Ино) или мелодий (что-нибудь вроде Space, Zodiak, Pink Project, в современной музыке - Venetian Snares, Aphex Twin, Mlada Fronta), кайф для души - это что-то духовное, возвышенное, устремляющее вверх (для меня это - Бетховен, Бах, Моцарт, группа "Sparks", почти весь госпел, какой-нибудь нью-эйдж вроде Karunesh, какой-нибудь пафосный пауэр-металл вроде Axxis, некоторые песни Nightwish...). Кайф для сердца - это что-то эмоциональное, причем на уровне достаточно близких, знакомых эмоций. Разумеется, The Cranberries. Или Rosenstolz. Или Christina Stuermer и т.д. Общее для такой музыки - это интимность, близкое расстояние до слушателя, включаются механизмы эмпатии, сопереживания... Музыка для ног - это танцевалка или просто музыка, под которую можно делать гимнастику, например песня "Clumsy" от Fergie или почти весь последний альбом Гвен Стефани. Идеальная музыка для ног - это последний альбом Мадонны "Confessions On The Dancefloor". Многие эмоции этого альбома мне чужды, а вот отдыхается под него замечательно...

Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

Всё в этом мире подчинено циклам… Даже такие казалось бы, эфемерные веши как индивидуальный музыкальный вкус. И тут мы опять возвращаемся к идее замкнутых кругов, ибо круг является апогеем процесса циклирования…


Ну да, мы на чем-то зацикливаемся, т.к. не можем распылять энергию на все одновременно. Например, я увлекаюсь и музыкой, и литературой, и еще х... знает чем, а как результат - бааальшие проблемы с работой и карьерным ростом... именно это и приводит к задумчивости над собой и к гештальтистскому самокопанию...

Цитата(Карп @ 28.11.2007, 1:25) *

С точки зрения гедонизма – определённо. Я и сам иногда не прочь послушать что-нибудь этакое, под настроение. Только удовольствие, получаемое от такой музыки поверхностно («Америку открыл»:))). То, что проникает немного глубже, лежит в совершенно иной плоскости.


Слушание музыки под настроение - это в какой-то степени тоже защитный механизм психики. Для нее, родимой, самое комфортное состояние - это тождественность макрокосмоса и микрокосмоса. Поэтому мы все всю жизнь занимаемся тем, что ищем во внешнем мире подтверждения своей внутренней картине этого мира. А музыка под настроение, являясь по сути частью микрокосмоса, обволакивает нас СНАРУЖИ!! Очень удобно и очень успокаивает!

Цитата(kerranswell @ 28.11.2007, 4:12) *

Так что получается? Чтобы освободиться от ограничений, освободить свою жизнь от ложных ценностей (лично я под этим и понимаю этот самый "круг" ) ) нужно раскрыть и развить свое внутреннее Я. Для чего нам помогают стимуляторы. Искусство очень мощный стимулятор. Как и музыка. Но есть и другие.
Собсно я уже ответил на вопрос (если он вобще задавался smile.gif ) почему я слушаю музыку. Все вышеописанное мною это мой собственный опыт, и музыка мне нужна как раз для того, чтобы освободиться, стать еще более свободным.. ибо это одна из самых главных ценностей в моей жизни.


Вообще развитие внутреннего "Я" ИМХО происходит банальным снятием блокировок, установленных в процессе социализации (вернее, на самых его болезненных, конфликтных этапах). Снятие блокировок - тот же конфликт, но уже в другую сторону. Музыка в данном случае - это как проводник с фонарем, показывающий направление развития. Вот только это направление должно быть единственным: иначе можно разорваться, т.к. развитие всегда происходит по какому-то одному конкретному пути, причем, весьма целеустремленно. Но тогда мы вновь выходим на разговор о "кругах"! Или же развитие - это просто переход с одной "круговой" орбиты на другую???
kerranswell
Цитата
Ну да, мы на чем-то зацикливаемся, т.к. не можем распылять энергию на все одновременно. Например, я увлекаюсь и музыкой, и литературой, и еще х... знает чем, а как результат - бааальшие проблемы с работой и карьерным ростом... именно это и приводит к задумчивости над собой и к гештальтистскому самокопанию...

знал я одного человека, который так же как и я по молодости загонялся по музыке, был "раздолбаем", слушал рок, тяжелый рок, восторгался этой музыкой и вследствие этой своей развязанности был очень не похож на остальных людей и мог творить очень неординарные вещи в смысле поступков, которые других могли повергнуть в шок.
И что же, в один прекрасный момент он и меня поверг в шок самым своим непонятным действием, которое я и до сих пор не понимаю. Он сказал - тяжелая музыка - д**мо, метал - д**мо, и таким образом как бы говоря - то как я жил - д**мо, и стал втирать что настоящая музыка - это джазз и симфоника, быстро вдруго поумнел и забил на все что раньше было,... в результате превратился в очень заурядного человека, скучного,... да наверное она щас деньги зарабатывает немалые... он конечно молодец, настоящий состоятельный мужчино стал. Хотя теперь мне уже пофиг, на него и на его состоятельность, я его больше не видел, так как просто резко пропало все то общее, что объединяло нас.
Geenay
Цитата(kerranswell @ 28.11.2007, 14:28) *

знал я одного человека, который так же как и я по молодости загонялся по музыке, был "раздолбаем", слушал рок, тяжелый рок, восторгался этой музыкой и вследствие этой своей развязанности был очень не похож на остальных людей и мог творить очень неординарные вещи в смысле поступков, которые других могли повергнуть в шок.
И что же, в один прекрасный момент он и меня поверг в шок самым своим непонятным действием...


А по мне так вполне понятным. Просто у человека появились новые приоритеты и ценности. Он сильно задумался о карьере, о деньгах, о финансовом благополучии. И понял, что ему это необходимо. Что металл - это просто позднее детство. И что из этого детства пора вырастать. Очень жаль, конечно, что ваши дороги разошлись, но по другому вряд ли получилось бы. К тому же, видимо, в увлечении тяжелой музыкой для него не затрагивались какие-то глубинные приоритеты. И со временем музыка перестала отражать его изменившийся внутренний мир, и стала ему даром не нужна. Джаз - это другое дело. Конечно, изначально джаз был пролетарской музыкой, но сейчас стал музыкой элит, он потерял свою изначальную чувственную основу, стал по сути атрибутикой для определенного стиля жизни. То же можно отнести к симфонической музыке. Вряд ли твой знакомый стал бы слушать Вагнера, например, оперу "Зигфрид" - настоящий супер-мега-хэви метал по тем временам...

ЗЫ И то, что это не "музыка запоздалого детства", или как ее могут называть, - совершенно точно!
kerranswell
Цитата
К тому же, видимо, в увлечении тяжелой музыкой для него не затрагивались какие-то глубинные приоритеты.

да, видимо ты прав.
Geenay
А сейчас я проведу очень кощунственную весчь, а именно попытаюсь распределить всю музыку по стадиям развития человеческой психики.

Как уже говорил дедушка Фрейд, агрессивный инстинкт - один из двух базовых инстинктов человека. И сущность его не только в снабжении энергией жизни, но и в подталкивании человека на совершение таких поступков, которые ему удовольствия не приносят, но помогают выйти из некомфортного состояния. Скажем так, каждая стадия развития со временем становится "некомфортным состоянием" и психика развивается дальше.
Прикол в том, что человек может застрять на любой из этих стадий или даже регрессировать на стадию ниже. Так что можно считать эти стадии чем-то вроде уровней компутерной игрухи "ЖЫЗНЬ".

Level 1: стадия, начинающаяся с младенчества, но на ней можно находиться и во взрослом возрасте. Ребенок кормится через рот, с его же помощью обеспечивает себе безопасность. Тем не менее, проблема безопасности - на первом месте. Поэтому, на первом уровне одиночество невыносимо, происходят постоянные всплески тревоги. Тревога тоже снимается ртом (что-нибудь жевать, грызть ногти, тащить в рот все подряд, курить (у взрослых), жвачка, семечки и т.п.). Кроме того, на этой стадии отношение к миру строится только согласно своим чувствам, сильна чувствительность к перепаду интонаций, отсутствует способоность ждать, очень болезненное реагирование на ругань и дискомфорты. Именно для этой стадии характерно состояние влюбленности, когда человек, на которого мы навесили это чувство, кажется "способным удовлетворить все наши потребности".
Если потребности не удовлетворяются, то возрастает тревожность, возникают чувства беззащитности и отчаяния. Мир становится очень злым и плохим, и мы ищем подтверждения этой своей внутренней картине. В качестве защитной реакции выступает цинизм....

Соответственно вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):

- Почти все ранние песни The Cranberries, а также многие песни вроде Apple Of My Eye, Every Morning и т.д.
- 99% всего творчества Селин Дион, 70% творчества Мэрайи Кэри, любые проникновенные баллады 90х, вроде "Stay" от Shakespear Sister, вообще большинство баллад о любви, особенно если там есть слова вроде: "мне бы узорной снежинкой растаять на твоих ресницах".
- Большая часть готики и псевдо-готики. Сюда же готик-рок, лав метал и прочее, прочее прочее (группы вроде Clan Of Hymox, Lacrimosa, The Cure, Sisters Of Mercy, H.I.M., The Rasmus, The 69 Eyes).
- Весь индастриэл с середины 80х, включая самых мрачных его представителей вроде Skinny Puppy.
- Большая часть синти-попа. Группы вроде Mesh, Wolfsheim, Depeche Mode (не все), And One, Apoptygma Berzerk. Холодное электронное звучание + тексты о любви. В общем, любая музыка с месседжем: "Мир ужасен" и прочий пессимизм. Иногда сюда относятся и некоторые разновидности металла, например, doom или grindcore, а также металл с женским вокалом вроде Nightwish или Tristania, где в музыкальном плане противопоставляется хрупкая личность и жестокий мир.
- Многие песни в стиле нью-эйдж. Например, "Sadeness. Part I" Энигмы
- Песни вроде "Why Does My Heart Feel So Bad" Моби.
- Меланхоличная поп-музыка вроде The Cardigans, Tokio Hotel, Rosenstolz, Britney Spears, некоторые песни Агилеры . Как одна из лучших представительниц - Милен Фармер.


LEVEL 2.
На второй стадии ребенок продолжает исследовать мир, но испытывает к нему совсем иные чувства. Он уже меньше думает о своей безопасности, его интересуют способы контроля поведения других людей, причем контроля - сознательного, как у Эрика Картмэна. На этой стадии формируется личность, индивидумальность и психологические границы. Ребенок много думает о выгоде тех или иных поступков. Мир для него - уже не источник опасностей, а средство достижения каких-то целей. Поэтому мир изучается намного тщательнее, выискиваются его слабые места (в основном это касается родителей), во взрослом возрасте это может вылиться в интерес к истории, политологии, математике или другим наукам. Главное, что на этой стадии мир уже не является черным или белым, как раньше. Вообще эти детишки уже не философствуют о мире, а скорее изучают свое место в нем, свои возможности, цели и т.д.

Вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):

- Многие песни в стиле прогрессив-рок, группы вроде Dream Theater, многие песни Electric Light Orchestra, почти вся экспериментальная электроника с холодным новаторским звучанием (из попсовых - Vacuum, Space, из продвинутых - Klaus Schulze, Tangerine Dream), экспериментальная "классика" вроде Вааля, Рахманинова, некоторых произведений Вагнера (особенно на историческую тему).
- Многие саундтреки к фильмам-катастрофам, вроде "Посейдон" или "Послезавтра", а также большинство музыки в боевых сценах фильмов, компьютерных игр и т.д.
- Многие гимны государств (особенно "Марсельеза").
- Большинство минималистов вроде Филиппа Гласса.
- Большая часть творчества Дэвида Боуи, почти все творчество Ричарда Ди Джеймса (Aphex Twin) или Аарона Фанка (Venetian Snares).
- Большинство "нестандартных" электронных стилей вроде драм-н-бейса, спид-кора, брейк-кора, голандской "габбы" и т.д.

LEVEL 3
Ребенок уже чувствует, что умеет подчинять людей. Теперь ему это не интересно. Ему очень хочется восхищения. Хочется нравиться всем и каждому - просто ради того, чтобы нравиться, а не ради достижения безопасности, как на первой стадии. Хочет быть самым умным, самым красивым - вообще самым-самым. Уникальным и непревзойденным. Успешным и идеальным. Т.е. это фанатизм по отношению к самому себе, нарциссизм. Вместе с тем, у ребенок начисто отсутствует эмпатия, кроме себя он никого не видит, для него отсутствует внешний мир как таковой. В связи с этим возникает потребность в создании своего собственного мира, где все достойно восхищения, и где он сам - предмет высочайшего восхищения. Отсюда - полное отсутствие тестирования реальности, в которой живут другие люди со своими проблемами и желаниями.

Вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):

- Большая часть глэм-рока, арт-рока, частично - прог-рок и рок-опера. Самый выдающийся представитель - это Фредди Меркьюри и "Queen", также "Sparks", многие песни "Die Aerzte", "AC/DC", "The Who", "T-Rex", "Slade" и т.п. и т.д.

- Любые другие "пафосные" направления музыки вроде диско (Village People, Arabesque, Ottawan, Eruption, Pet Shop Boys (многие песни), Dschighis Khan, Alcazar, Modjo, Modern Talking).

- Группа U2 и все похожие на нее рок-группы 80-х. Частично сюда можно отнести Oasis или Blur. В общем, все, кроме рефлексирующего брит-попа 90-х и группы The Smiths - они все в первой стадии.

- Зарубежная поп-музыка вроде Тины Тернер или Эроса Рамазотти. Конечно же, Элтон Джон. Конечто же сэр МакКартни.

- Как худший, но характерный представитель - Филипп Киркоров.

- Почти весь хип-хоп и r'n'b. Самый характерный представитель - 50 Cent, а также - Puff Daddy, Ja Rule, LL Cool J., KanYe West, Snoop Dogg, Sido, Bushido, MC Solaar, Ali G., Mark Morrisson, группы De La Soul, Run-D.M.C., а также Grandmaster Flash. Предствителей r'n'b перечислять не буду, они и так на слуху... :)

- Почти весь металл. Особенно power, speed, symphonic, progressive и прочие стили с чистым, стремительным вокалом, переходящим в фальцет. Сюда же можно отнести такие стили, как death metal, black metal, sympho-black metal с гроулингом, но где вокалист все равно показывает свое величие и исключительность.


Вот. Пока все. О четвертой стадии и финальном уровне расскажу в другой раз. И так уже руки отваливаются... )))))))
Карп
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Я так полагаю: агрессивный инстинкт, доставшийся нам от предков, - очень мощная и полезная штука. Если его воплощать в своей деятельности, то, во-первых, можно добиться больших высот - т.к. работа не будет затрагивать глубинную жизненную силу. Во-вторых, в душе освободится больше пространства именно для получения удовольствия от жизни, т.е. заработает т.н. "сексуальный инстинкт", очень часто не связанный с сексом и проявляющийся во многих вещах, например, в прослушивании хорошей музыки. Это я считаю нормой.
Странно, а я всегда считал, что это одно и то же. «Агрессивный инстинкт, доставшийся нам от предков» и "сексуальный инстинкт". Если мы расходуем часть его на достижение какой-либо цели, то одновременно с удовлетворением от достигнутого появляется и своеобразное чувство голода, требующее (немедленного, зачастую) насыщения.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Я до сих пор помню свои ощущения, когда я слушал их песни. Хочется это повторить, но уже никак. В то же время, тогда у меня музыка не была основным увлечением, энергии на нее затрачивалось куда меньше. Поэтому сейчас я пытаюсь выяснить, почему меня так сильно тянет слушать и находить музыку, хотя кайфа она приносит несоизмеримо меньше, чем в детстве. И почему мне так тяжело от нее отказаться, хотя инстинкты ею затрагиваются куда меньше, чем в прошлом.
Но ты же сам Лёша отвечаешь на свой вопрос. Потому тебя так сильно и тянет слушать и находить музыку. Из-за того, что кайфа она приносит несоизмеримо меньше, чем в детстве. Именно возросшая толерантность к этому «наркотику» и заставляет увеличивать дозу и искать всё более сильный стимулятор. И, похоже, такое состояние со временем будет только усугубляться. Если, конечно ничего не делать!
Вывод напрашивается сам собой. Искать альтернативный стимул, который перетянет часть твоей энергии на себя.
Хотя, что-то мне подсказывает, что ты и сам уже давно к этому пришёл…
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
А в чем ты видишь их порочность? Я - в том, что музыка здесь - всего лишь средство для достижения/потери какого-то социального статуса. На ее месте может быть все, что угодно: одежда, кино, книги, фильмы, манера вести разговор и т.д.
Совершенно верно! Кроме того, люди сильно зависимые от причин №2 и №3, по-определению обладают значительной степенью виктимности в сознании и соответственно допускают манипулятивное поведение в отношении себя со стороны других людей.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Если вкратце, то что этот кайф означет для тебя, как проявляется на чувственном уровне?
Ха! Если б я знал. Это как с Любовью: если можешь объяснить за что любишь человека, то это уже не любовь! Ужасное клише, правда…
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Очень интересно. Постараюсь привести примеры, а ты их дополни чем-нибудь. Кайф для головы - это музыка, где наш интеллект получает кайф от сложных аранжировок, необычных ходов и т.п. (например, музыка Брайана Ино) или мелодий (что-нибудь вроде Space, Zodiak, Pink Project, в современной музыке - Venetian Snares, Aphex Twin, Mlada Fronta), кайф для души - это что-то духовное, возвышенное, устремляющее вверх (для меня это - Бетховен, Бах, Моцарт, группа "Sparks", почти весь госпел, какой-нибудь нью-эйдж вроде Karunesh, какой-нибудь пафосный пауэр-металл вроде Axxis, некоторые песни Nightwish...). Кайф для сердца - это что-то эмоциональное, причем на уровне достаточно близких, знакомых эмоций. Разумеется, The Cranberries. Или Rosenstolz. Или Christina Stuermer и т.д. Общее для такой музыки - это интимность, близкое расстояние до слушателя, включаются механизмы эмпатии, сопереживания... Музыка для ног - это танцевалка или просто музыка, под которую можно делать гимнастику, например песня "Clumsy" от Fergie или почти весь последний альбом Гвен Стефани. Идеальная музыка для ног - это последний альбом Мадонны "Confessions On The Dancefloor". Многие эмоции этого альбома мне чужды, а вот отдыхается под него замечательно...
Браво Алексей! Замечательная дефиниция музыки по анатомическо-эмоциональным признакам;) Ты раскидал приведённый исполнителей именно так как сделал бы и я! То куда ты определил Клюкв, меня особо порадовало. The Cranberries для меня – песнь Сердца, но не Души! Душа, на откуп DM!
Дополнить, говоришь… Подумать нужно. Я просто навскидку не могу привести много примеров.
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Ну да, мы на чем-то зацикливаемся, т.к. не можем распылять энергию на все одновременно. Например, я увлекаюсь и музыкой, и литературой, и еще х... знает чем, а как результат - бааальшие проблемы с работой и карьерным ростом... именно это и приводит к задумчивости над собой и к гештальтистскому самокопанию...
У меня этот процесс протекает в более лёгкой форме, однозначно. На работе, карьерном росте и заработной плате, во всяком случае, это никак не отражается.
Возможно, сыграло свою роль то, что в самом «опасном» возрасте (18-20 лет), я пребывал в рядах нашей доблестной армии, где от привычки к самокопанию избавляют на раз. Но к счастью не до конца…
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Слушание музыки под настроение - это в какой-то степени тоже защитный механизм психики. Для нее, родимой, самое комфортное состояние - это тождественность макрокосмоса и микрокосмоса. Поэтому мы все всю жизнь занимаемся тем, что ищем во внешнем мире подтверждения своей внутренней картине этого мира.
А некоторые наоборот, постоянно пытаются привести свой внутренний мир в соответствие с внешним…
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
А музыка под настроение, являясь по сути частью микрокосмоса, обволакивает нас СНАРУЖИ!! Очень удобно и очень успокаивает!
Опять старина Фрейд! Намёк на материнскую утробу? Рождаться не хочет ни один человек, но кто ж его спрашивает!
Цитата(Geenay @ 27.11.2007, 18:18) *
Вообще развитие внутреннего "Я" ИМХО происходит банальным снятием блокировок, установленных в процессе социализации (вернее, на самых его болезненных, конфликтных этапах). Снятие блокировок - тот же конфликт, но уже в другую сторону. Музыка в данном случае - это как проводник с фонарем, показывающий направление развития. Вот только это направление должно быть единственным: иначе можно разорваться, т.к. развитие всегда происходит по какому-то одному конкретному пути, причем, весьма целеустремленно. Но тогда мы вновь выходим на разговор о "кругах"! Или же развитие - это просто переход с одной "круговой" орбиты на другую???
Хотел ответить kerranswell, но раз ты ему ответил, то напишу тут. Вообще выдирать цитаты из таких огромных постов, дело неблагодарное, поэтому просто сошлюсь.
Про развитие и освобождение из «замкнутого круга» (ЗК). Описанные kerranswell стимулы (в том числе и музыка) действительно могут способствовать как закреплению ЗК, так и ослаблению его влияния на человека.
Правда, про освобождение из ЗК спорный вопрос. Лично я вижу тут 3 пути.

Путь 1-ый. Самый простой и распространённый. То чем занимается практически каждый человек (если он не совсем даун). Увеличивает количество знаний, денег, знакомств и т.д. То есть, оставаясь внутри своего круга, вовлекает в него всё новые элементы. Количественный способ.
Путь Стяжателя (или завоевателя).

Путь 2-ой. Выход за пределы своего круга. Но только для того, что бы оказаться в другом ЗК. Осуществляется путём полной смены окружения, отказа от прежних принципов, убеждений, Веры… Так называемый качественный скачок.
Понятно, что природа не терпит пустоты, и на месте ушедших понятий появляются новые (даже переход от Веры к полному Атеизму всего лишь подмена одного понятия другим, а не отсутствие его как такового). Это и обуславливает переход на другой круг.
Причём совершенно не факт, что этот другой круг будет в чём-то лучше предыдущего.
Путь Учёного (или отступника).

Путь 3-ий. Постепенное превращение своего замкнутого круга в спираль, и выход неизвестно куда… Возможность посмотреть на этот (уже не окружающий) мир снаружи, отрешенно, полностью освободившись от каких-либо оков и условностей. Способ достижения лично мне неизвестен.
Так называемый путь философа (или безумца).

Существует ещё и 4-ый путь. Как можно дольше оставаться внутри своего круга, оберегать его границы от любого вторжения извне, всю жизнь препятствовать любому его изменению. Согласитесь, то же своего рода движение. Вникуда, но движение.
Кто-то назовёт это Путём Праведника, для меня же это Путь Глупца. На даром же самого большого дурака в народе называют «круглым»:)

Вот в вкратце о развитии и освобождении из замкнутых кругов. Очевидно, что к настоящему освобождению, из каких бы то ни было кругов, ведёт только 3-ий путь. К сожалению (а может и к счастью) успешно пройти его до конца смогли всего несколько человек за всю историю.
Как всё это соотносится с нашей темой о Музыке? Ну, музыка является одним из стимулов (и не самым слабым, к слову), запускающим и поддерживающим механизм описываемых выше изменений.

Прошу прощения если совсем заморочил голову своими кругами! Что бы для себя сформулировать эту теорию, они мне не нужны, а вот при общении самыми уместными мне показались геометрические аналогии.
Единственно замечу, что теория о «замкнутых кругах» является частным случаем куда более общей идеи, так же как круг (окружность) является всего лишь двумерной проекцией сферы на плоскость в стереометрии.

ЗЫ. Ребята, может поменьше посты писать будем! Пощадите:))) Я отвечать не успеваю:)))
kerranswell
Цитата(Карп @ 28.11.2007, 22:13) *

ЗЫ. Ребята, может поменьше посты писать будем! Пощадите:))) Я отвечать не успеваю:)))

во во, я просто не успеваю все прочитать и осмыслить, (на это столько времени требуеццо wacko.gif ), как появляется еще один мега пост)))
зы предыдущие два еще не просканировал...
Century Child
Вопрос действительно очень интересный и злободневный, и на него невозможно дать однозначного ответа...

На мой взгляд, мозг разрушает любая крайность. Я стараюсь никогда не бросаться в крайности, и во всем (в том числе в выборе музыки) стараюсь придерживатся золотой середины. Например, мне не нравится слишком легкомысленная и пустая музыка, наподобии русской попсы, но мне в равной степени чужды черезчур депрессивные, агрессивные и экстремальные стили. Может потому что мой мозг таким образом защищает себя от разрушения. Но есть люди которые любят и то, и другое, и нельзя сказать что они сплошь и рядом все легкомысленные весельчаки, думающие только о развлечениях, либо какие нибудь агрессивные хулиганы, думающие только о том кого бы замочить...

На мой взгляд, нельзя однозначно сказать что музыка влияет на психику человека, скорее на нее влияет совокупность многих факторов, а именно - возраст человека, его личные качества, его темперамент, социальное/материалное положение, те или иные обстоятельства через которые он проходит, атмосфера в которой он находится.. Например подростку, со склонностями к насилию, я бы не стала давать блэк или дез... Или какой нибудь 15-летней девочке, переживающей несчастную любовь я бы не советовала слушать готику. Но я знаю что если я завтра начну слушать такую музыку, то у меня не возникнет желания убить или покончить жизнь самоубийством.. Ибо считаю себя человеком довольно зрелым и ответственным..
Извините что вышло немного сумбурно... Надеюсь вы меня поняли..
jv11
У меня моск лопнул, пока я читал. wacko.gif wacko.gif mySm8.gif Обязательно напишу сюда, но попозже, а сейчас надо спасать моск! shock.gif twisted.gif

Леша, распределение музыки по стадиям человеческой психикки - вообще жесть! shock.gif mySm8.gif В хорошем смысле, естественно. wink.gif Страшно интересно узнать про LEVEL 4. ninja.gif
Glames
фигасе...ребенок на второй стадии слушающий Dream Theater это жесть... а Meshuggah куда отнести? полагаю к 4 стадии, когда ребенок понял, что спятил слушая Ф.Киркорова, и решил вернуться к более сложной музыке (озознав что не в сказку попал где он пуп земли =))...
Карп
Цитата(jv11 @ 29.11.2007, 16:43) *
У меня моск лопнул, пока я читал.

Да уж, тема из разряда: "оставь надежду всяк сюда входящий";))
Цитата(jv11 @ 29.11.2007, 16:43) *
Страшно интересно узнать про LEVEL 4. ninja.gif

Мне тоже страшно интересно узнать про LEVEL 4, и просто СТРАШНО про LEVEL 5!
Цитата(Glames @ 29.11.2007, 17:49) *
фигасе...ребенок на второй стадии слушающий Dream Theater это жесть... а Meshuggah куда отнести? полагаю к 4 стадии, когда ребенок понял, что спятил слушая Ф.Киркорова, и решил вернуться к более сложной музыке (озознав что не в сказку попал где он пуп земли =))...

Да ладно. Я со своим Депешем и ранними Клюквами вообще на 1-ой стадии:)
Geenay
Цитата(Century Child @ 29.11.2007, 14:35) *

Но есть люди которые любят и то, и другое, и нельзя сказать что они сплошь и рядом все легкомысленные весельчаки, думающие только о развлечениях, либо какие нибудь агрессивные хулиганы, думающие только о том кого бы замочить...


Крайности вообще редко встречаются в природе. И у весельчаков бывают трудные времена, когда хочется послушать что-нибудь очень грустное и немного разрушительное...

А хулиганы, как правило, ничего запоем не слушают. Потому что как раз прослушивание агрессивной музыки снижает уровень агрессии, как и злые компьютерные игры. Беда, если возникает зависимость...

Цитата(Century Child @ 29.11.2007, 14:35) *

На мой взгляд, нельзя однозначно сказать что музыка влияет на психику человека, скорее на нее влияет совокупность многих факторов, а именно - возраст человека, его личные качества, его темперамент, социальное/материалное положение, те или иные обстоятельства через которые он проходит, атмосфера в которой он находится..


Про "однозначно" я вообще ничего не говорил. Конечно, влияет почти все, если у человека не железные нервы и не башня танка вместо головы. Но музыка - это очень удобно, в ней отражается наше отношение к миру и его видение. "Скажи, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты" (С)

Цитата(Century Child @ 29.11.2007, 14:35) *

Или какой нибудь 15-летней девочке, переживающей несчастную любовь я бы не советовала слушать готику.


Она сама найдет эту готику. Вообще все эмо и готы находятся на первой "оральной" стадии развития (LEVEL 1). Своим увлечением такой музыкой и в своих тусовках они разряжают эту энергетику, которая со временем преобразуется в другие формы. И они переходят на новый уровень, оставляя свое увлечение в подростковости. Как правило, если нам удается пережить какие-то очень сильные чувства и не сдохнуть при этом, то в дальнейшем наша психика уже сможет достаточно просто через них перешагивать. Хороший пример: это санитары в морге. Я вот не смог там работать, а некоторые там всю жизнь работают...

Цитата(jv11 @ 29.11.2007, 16:43) *

Леша, распределение музыки по стадиям человеческой психикки - вообще жесть! shock.gif mySm8.gif В хорошем смысле, естественно. wink.gif Страшно интересно узнать про LEVEL 4. ninja.gif


Юра, усе будет! Спасибо за интерес!! sm93.gif

Цитата(Glames @ 29.11.2007, 17:49) *

фигасе...ребенок на второй стадии слушающий Dream Theater это жесть... а Meshuggah куда отнести? полагаю к 4 стадии, когда ребенок понял, что спятил слушая Ф.Киркорова, и решил вернуться к более сложной музыке (озознав что не в сказку попал где он пуп земли =))...


Это я виноват, что не объяснил подробно. Дело в том, что эти стадии в детстве проходят на базовом уровне, потом есть период, когда на ребенка инстинкты вообще не действуют (период отдыха, т.е. "латентная стадия"), а потом все это дружно всплывает в подростковости. Поэтому подростки могут слушать любую музыку, в зависимости от того, какая стадия в них преобладает. Но и взрослые люди иногда подвержены этим стадиям, хотя не так сильно. Поэтому среди взрослых почти нет упертых фанатов. Фанатизм взрослого - это или статусный показатель, или дань "прекрасным летам" золотой молодости ))))

2 Карп
Саша, на твой пост постараюсь ответить завтра. Сейчас времени нет. Тогда же расскажу про LEVEL 4 )))
Карп
Цитата(Geenay @ 29.11.2007, 18:26) *
А хулиганы, как правило, ничего запоем не слушают. Потому что как раз прослушивание агрессивной музыки снижает уровень агрессии, как и злые компьютерные игры. Беда, если возникает зависимость...

Ага! Сублимация агрессии посредством музыки! Вот и ещё один довод в пользу её поиска и прослушивания. Уже благодаря своему терапевтическому эффекту некоторые направления имеют право на существования. Слушал бы Гитлер Sepultura...
Знаю пару металлистов - в жизни очень милые и душевные люди, а начальник на работе, упырь упырём от Кобзона прётся!

Цитата(Geenay @ 29.11.2007, 18:26) *
Как правило, если нам удается пережить какие-то очень сильные чувства и не сдохнуть при этом, то в дальнейшем наша психика уже сможет достаточно просто через них перешагивать. Хороший пример: это санитары в морге. Я вот не смог там работать, а некоторые там всю жизнь работают...

Тут и возразить нечего.

Цитата(Geenay @ 29.11.2007, 18:26) *
Фанатизм взрослого - это или статусный показатель, или дань "прекрасным летам" золотой молодости ))))

Статусный показатель это что-то вроде социальной мимикрии - я слушаю то, что слушает моё окружение?

Цитата(Geenay @ 29.11.2007, 18:26) *
2 Карп
Саша, на твой пост постараюсь ответить завтра. Сейчас времени нет. Тогда же расскажу про LEVEL 4 )))

Отвечай когда хочешь. Если даже совсем не ответишь, не обижусь, а то у нас тут какое-то многоуровневое общение происходит;))
Century Child
Geenay прости, но я абсолютно не поняла всю эту историю со стадиями.. Но это скорее моя проблема чем твоя))
Grenland
Geenay здорово придумал)) правда мне музыка с разных стадий нравится.
Astronom
Пипец, у меня уже от одного пролистывания темы мозжечок болит crazy.gif .... какое уж тут чтение dp.gif
Солидарен с jv11, напишу, когда осмыслю хоть что-нибудь. sm187.gif
Geenay
Цитата(Geenay @ 28.11.2007, 17:51) *

О четвертой стадии и финальном уровне расскажу в другой раз. И так уже руки отваливаются... )))))))


Продолжаем заседание высоколобых каменщиков-раздолбаев... oops.gif

Итак, сейчас расскажу про четвертый уровень! twisted.gif

LEVEL 4

Этот уровень тесно связан с третьим уровнем. На этой стадии ребенок все еще хочет восхищения, но уже не в пределах выдуманного им фэнтезийного пространства, а в реальном мире, где есть люди (конкуренты), мешающие ему получать это самое восхищение. Самый простой и распространенный пример - это сын, который хочет, чтобы им восхищалась мама. Но у мамы уже есть папа, которого она сильно любит и им восхищается. Соответственно, ребенок думает: что это еще за крендель такой, мой папа, что в нем вообще есть такого, чем можно восхищаться? Здесь возникает такая важная вещь, как мотив соперничества. Поэтому ребенок, изучая своего "противника", перенимает многие его качества: мужество, силу духа, выдержку, хладнокровие, понятие честности и т.п. (ряд может быть и обратным, если мама восхищется папой-алкоголиком, то сын тоже, скорее всего, запьет, другое дело, если восхищения нет как такового - тут уж совсем иная песня сложится...).
Что хорошего происходит на этом уровне? Ребенок учится быть мужественным / женственным (если речь идет о девочке), учится тестировать реальность, учится признавать конкурентскую борьбу, принимать в ней участие на равных с соперником (т.е. происходит отказ от сознательных (как на протяжении LEVEL 2) и бессознательных (как на протяжении LEVEL 1) манипуляций), кроме того, ощущение собственной значимости, унаследованное из LEVEL 3, начинает подкрепляться подтверждениями, идущими из внешнего мира. Таким образом начинается процесс социализации.

Вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):

- Любая героическая боевая музыка, поднимающая воинский дух: военные марши, государственные гимны, классические произведения с военной тематикой (например, Вагнер: "Полет Валькирий", многие эпизоды оперы "Зигфрид" и т.д.).

- Любая музыка с налетом героического фэнтези, когда лирический герой сражается и побеждает Дракона (воплощенного кем угодно). Такие группы, как Blind Guardian, Running Wild, Edguy, Axxis, Freedom Call, Iron Savier, Manowar, Rhapsody (Of Fire), Эпидемия, Северные Врата, Ария, Кипелов и т.д..... почти весь пауэр-метал и симфоник-метал, многие песни из репертуаров Metallica, Megadeth, Slayer, Sepultura, Pantera и т.д.

- Многие произведения электронной музыки, тесно связанные с классикой. Например, большинство произведений Вангелиса, Майка Олдфилда, Жан-Мишель Жарра и т.п.

- Огромное количество джазовых произведений (творения радикальных джазменов вроде Чарли Паркера или Телониус Монка), почти весь бибоп.

- Почти вся музыка, относящаяся к NWOBHM ("Новой волне Британского хэви-металла"). Из ярчайших предствителей: Iron Maiden, Thin Lizzy и Twizted Sister. Сюда же можно отнести группы вроде Van Halen или Extreme.

- Многие ирландские народные песни (различ. по тематике), + частично песни сопричастных по развитию народов, например, шотландские народные песни, англо-саксонские, скандинавские и т.п.
Сюда же: музыка всех шоу, в которых принимал участие Майк Флетли.

- Сюда же многие танцевальной музыки. Например, габба-хардкор, джамп-стайл, стрит-бит, брэйк, хэндс-ап, минимал-техно. Общая характеристика таких стилей: они часто сопровождаются особными видами танцев ("брейк-дэнс", "джамп" и т.д.), участие в которых требует определенного мастерства, и в которых присутствует дух соперничества.

- Почти вся танцевальная латина: самба, румба, ча-ча-ча, в первую очередь - сальса и танго.

- Некоторые подвиды хип-хопа. Например, "fighting rap", который исполняют рэпперы вроде DMX, Redman, Method Man, Ol' Dirty Bastard (и почти все ву-танговцы, кроме, наверное, RZA). Сюда же относится музыка, звучащая в фильмах вроде "2 Fast 2 Furious" или в играх типа "GTA".
Glames
Цитата(Geenay @ 20.12.2007, 22:05) *


LEVEL 4

- Любая музыка с налетом героического фэнтези, когда лирический герой сражается и побеждает Дракона (воплощенного кем угодно). Такие группы, как Blind Guardian, Running Wild, Edguy, Axxis, Freedom Call, Iron Savier, Manowar, Rhapsody (Of Fire), Эпидемия, Северные Врата, Ария, Кипелов и т.д..... почти весь пауэр-метал и симфоник-метал, многие песни из репертуаров Metallica, Megadeth, Slayer, Sepultura, Pantera и т.д.

Сюда же относится музыка, звучащая в играх типа "GTA".


Да!!! Мегадэт! sm89.gif
Да!!! ГТА и т.п.!!! mySm13.gif
Astronom
Не знаю, могу ли я в полной мере согласиться с классификацией Geenay unsure.gif Все же не все люди, слушающие готику - потенциальные самоубийцы и не все слушатели И. Бутмана пытаются побороть всех и вся. Зачастую та или иная музыка, а чаще, отдельная композиция, может быть связана с определенными чувствами, воспоминаниями или просто быть любимой когда-то и человек слушает ее "по старой памяти". Вспомните хотя бы все эти бесконечные "Дискотеки 80-х" или итальянцев в России. И, если человек только что слушал какой-нибудь джазбэнд, а сейчас переключился на Ласковый май, это не значит что он вдруг на секунду деградировал (вообще, насчет последнего примера, вполне возможно и помешательство mySm8.gif ) или впал в детство, просто может быть нахлынули какие-то воспоминания (может человек на свидание перся в косухе и с двухкассетником Арии наперевес, а из окон доносилось "Белые розы ... белые розы ... " twisted.gif ), т.е. его мировоззрение не изменилось. а просто "приперло".
Я скорее соотнес бы музыкальные предпочтения в данный момент с настроением в тот же момент, т.к. все мы временами испытываем все те чувства, которые были описаны в Level1 ... Level4, т.е. сейчас хотим с кем-нибудь повоевать, через секунду - хотим видеть немного больше позитива в жизни и наслаждаемся предрассветными пейзажами, а через две секунды у нас может быть наступает приступ нарциссизма. Соответственно меняются и наши муз. предпочтения.
Хотя, конечно, это не исключает влияния звучащей в данный момент музыки на наше настроение. Но это вам не в туалет сходить - тут двусторонний прощесс. twisted.gif Диалектика, блин. wacko.gif
Geenay
На все вопросы и замечания отвечу, когда закончу излагать лекционный материал. Его осталось немного.

LEVEL 5 (Bonus Level):

Стоит отметить, что LEVEL 4 является самым жестоким и разрушителньым для психики ребенка, т.к. в нем наиболее обострены все инстинкты. Посему где-то в возрасте 7-10 лет в развитии происходит мирный период. Инстинкты на ребенка не действуют, он не капризничает и никем не манипулирует. В этот период происходит наиболее активное умственное развитие и познание окружающего мира, массированно начавшееся еще в LEVEL 4. В этом возрасте (дошкольно-младшешкольном) ребенок успешно посещает различные кружки и секции, может посещать до 10-15 кружков одновременно, выбирая из них то, что приходится по вкусу. Соответственно, в этом периоде происходит формирование индивидуальных вкусов, и музыка также воспринимается крайне индивидуально, отбор происходит по критериям мелодии и звука.
На этом "латентном" (или бонусном) уровне нет ни войны, ни драк, а только духовное и умственное обогащение. Соответственно, музыка как выражение чувств, здесь также присутствует, но в ней не наблюдается инстинктивная подоплека, посему этот период, чем-то напоминающий уровень "зрелой психики" может вообще обходиться без увлечений прослишиваниями музыки.
Впрочем, на это же уровне ребенок может выработать в себе навыки музыканта (этот уровень - самый лучший, для того, чтобы освоить нотную грамоту и научиться играть на каких-либо музыкальных инсрументах, т.к. для этого требуется усидчивость, которую раньше разрушало следование бушующим инстинктам). Тем не менее, на "бонусной стадии" почти никогда не бывает такого явления, как "фанатизм" или "оголтелая меломания". Выбор любимой музыки происходит планомерно и спокойно.


Список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии) ОТСУТСТВУЕТ.
Странник
ДЛя меня музыка это ЖИЗНЬ! Просто несколько раз музыка разных рок-исполнителей заставляла меня переосмысливать жизнь, продолжать жить, бороться за жизнь! Был у меня периуд когда я не мог написать не одной песни, ни одного матива наиграть, даже стихи не писались, думал всё-хана! Всё стало серым... Сочиняя свою музыку и песни, я для себя открываю новые миры, раздвигаю рамки общих понятий, стараюсь через свои песни понять смысл жизни, смысл всего что трогает моё сердце!
И естесвенно стараюсь свои мысли донести до слушателя, может и он шагнёт вместе со мной за грань обыденного мира, что-то увидет новое...

Музыка для меня настроение... когда мне хреново я слушаю смурную музыку, что-то тягучее, когда светло, то что-то быстрое... кстати, недавно для себя танго стал ассоциировать с Любовью, Страстью, очень эмоцианальная музыка, хотя раньше на дух не переносил! =)

Музыка мне помогает выйти за рамки мира, посмотреть на всё сверху, что-то переосмыслить!

Кстати, музыка ещё и способствует непониманию со стороны других людей, даже агрессии... Приходится быть выше всего этого "хлама", опять же музыка и помогает бороться с этим!
Ведь не даром написаны марши и патриотические песни, с которыми солдаты уходили на войну или же возвращались...

Вобщем, музыка нас заставляет ЖИТЬ... и как сказал В.Р. Цой:"А без музыки не хочеться пропадать"!!!
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.