О желании создать такую тему я говорил уже давно. Итак, день настал. Тема почти создана.
О чем здесь можно поговорить? Я думаю, обо всем, что объединяет понятия, вынесенные в заголовок. К примеру, от чего зависит степень фанатения от музыки / исполнителя, как музыка может влиять на картину мира или картина мира на ту музыку, которую мы себе выбираем... Сразу добавлю, что я не психолог, хотя психологией увлекаюсь. В частности, гештальт-психологией, призванной искать глубинные связи между самыми разными явлениями, так или иначе возникающими/присутствующими в нашей жизни. Музыка - это очень сложное и многомерное явление, посему хотелось бы знать, какую роль у кого она играет, зачем мы тратим на нее драгоценное время, что нам музыка дает взамен. Существуют ли вредные или полезные стили? Способна ли музыка воссоздавать или разрушать психику?
А сейчас я проведу очень кощунственную весчь, а именно попытаюсь распределить всю музыку по стадиям развития человеческой психики.
Как уже говорил дедушка Фрейд, агрессивный инстинкт - один из двух базовых инстинктов человека. И сущность его не только в снабжении энергией жизни, но и в подталкивании человека на совершение таких поступков, которые ему удовольствия не приносят, но помогают выйти из некомфортного состояния. Скажем так, каждая стадия развития со временем становится "некомфортным состоянием" и психика развивается дальше. Прикол в том, что человек может застрять на любой из этих стадий или даже регрессировать на стадию ниже. Так что можно считать эти стадии чем-то вроде уровней компутерной игрухи "ЖЫЗНЬ".
Level 1: стадия, начинающаяся с младенчества, но на ней можно находиться и во взрослом возрасте. Ребенок кормится через рот, с его же помощью обеспечивает себе безопасность. Тем не менее, проблема безопасности - на первом месте. Поэтому, на первом уровне одиночество невыносимо, происходят постоянные всплески тревоги. Тревога тоже снимается ртом (что-нибудь жевать, грызть ногти, тащить в рот все подряд, курить (у взрослых), жвачка, семечки и т.п.). Кроме того, на этой стадии отношение к миру строится только согласно своим чувствам, сильна чувствительность к перепаду интонаций, отсутствует способоность ждать, очень болезненное реагирование на ругань и дискомфорты. Именно для этой стадии характерно состояние влюбленности, когда человек, на которого мы навесили это чувство, кажется "способным удовлетворить все наши потребности". Если потребности не удовлетворяются, то возрастает тревожность, возникают чувства беззащитности и отчаяния. Мир становится очень злым и плохим, и мы ищем подтверждения этой своей внутренней картине. В качестве защитной реакции выступает цинизм....
Соответственно вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):
- Почти все ранние песни The Cranberries, а также многие песни вроде Apple Of My Eye, Every Morning и т.д. - 99% всего творчества Селин Дион, 70% творчества Мэрайи Кэри, любые проникновенные баллады 90х, вроде "Stay" от Shakespear Sister, вообще большинство баллад о любви, особенно если там есть слова вроде: "мне бы узорной снежинкой растаять на твоих ресницах". - Большая часть готики и псевдо-готики. Сюда же готик-рок, лав метал и прочее, прочее прочее (группы вроде Clan Of Hymox, Lacrimosa, The Cure, Sisters Of Mercy, H.I.M., The Rasmus, The 69 Eyes). - Весь индастриэл с середины 80х, включая самых мрачных его представителей вроде Skinny Puppy. - Большая часть синти-попа. Группы вроде Mesh, Wolfsheim, Depeche Mode (не все), And One, Apoptygma Berzerk. Холодное электронное звучание + тексты о любви. В общем, любая музыка с месседжем: "Мир ужасен" и прочий пессимизм. Иногда сюда относятся и некоторые разновидности металла, например, doom или grindcore, а также металл с женским вокалом вроде Nightwish или Tristania, где в музыкальном плане противопоставляется хрупкая личность и жестокий мир. - Многие песни в стиле нью-эйдж. Например, "Sadeness. Part I" Энигмы - Песни вроде "Why Does My Heart Feel So Bad" Моби. - Меланхоличная поп-музыка вроде The Cardigans, Tokio Hotel, Rosenstolz, Britney Spears, некоторые песни Агилеры . Как одна из лучших представительниц - Милен Фармер.
LEVEL 2. На второй стадии ребенок продолжает исследовать мир, но испытывает к нему совсем иные чувства. Он уже меньше думает о своей безопасности, его интересуют способы контроля поведения других людей, причем контроля - сознательного, как у Эрика Картмэна. На этой стадии формируется личность, индивидумальность и психологические границы. Ребенок много думает о выгоде тех или иных поступков. Мир для него - уже не источник опасностей, а средство достижения каких-то целей. Поэтому мир изучается намного тщательнее, выискиваются его слабые места (в основном это касается родителей), во взрослом возрасте это может вылиться в интерес к истории, политологии, математике или другим наукам. Главное, что на этой стадии мир уже не является черным или белым, как раньше. Вообще эти детишки уже не философствуют о мире, а скорее изучают свое место в нем, свои возможности, цели и т.д.
Вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):
- Многие песни в стиле прогрессив-рок, группы вроде Dream Theater, многие песни Electric Light Orchestra, почти вся экспериментальная электроника с холодным новаторским звучанием (из попсовых - Vacuum, Space, из продвинутых - Klaus Schulze, Tangerine Dream), экспериментальная "классика" вроде Вааля, Рахманинова, некоторых произведений Вагнера (особенно на историческую тему). - Многие саундтреки к фильмам-катастрофам, вроде "Посейдон" или "Послезавтра", а также большинство музыки в боевых сценах фильмов, компьютерных игр и т.д. - Многие гимны государств (особенно "Марсельеза"). - Большинство минималистов вроде Филиппа Гласса. - Большая часть творчества Дэвида Боуи, почти все творчество Ричарда Ди Джеймса (Aphex Twin) или Аарона Фанка (Venetian Snares). - Большинство "нестандартных" электронных стилей вроде драм-н-бейса, спид-кора, брейк-кора, голандской "габбы" и т.д.
LEVEL 3 Ребенок уже чувствует, что умеет подчинять людей. Теперь ему это не интересно. Ему очень хочется восхищения. Хочется нравиться всем и каждому - просто ради того, чтобы нравиться, а не ради достижения безопасности, как на первой стадии. Хочет быть самым умным, самым красивым - вообще самым-самым. Уникальным и непревзойденным. Успешным и идеальным. Т.е. это фанатизм по отношению к самому себе, нарциссизм. Вместе с тем, у ребенок начисто отсутствует эмпатия, кроме себя он никого не видит, для него отсутствует внешний мир как таковой. В связи с этим возникает потребность в создании своего собственного мира, где все достойно восхищения, и где он сам - предмет высочайшего восхищения. Отсюда - полное отсутствие тестирования реальности, в которой живут другие люди со своими проблемами и желаниями.
Вот список музыки, которая ИМХО относится к этой стадии (и будет любима людьми, находящимися на этой стадии):
- Большая часть глэм-рока, арт-рока, частично - прог-рок и рок-опера. Самый выдающийся представитель - это Фредди Меркьюри и "Queen", также "Sparks", многие песни "Die Aerzte", "AC/DC", "The Who", "T-Rex", "Slade" и т.п. и т.д.
- Любые другие "пафосные" направления музыки вроде диско (Village People, Arabesque, Ottawan, Eruption, Pet Shop Boys (многие песни), Dschighis Khan, Alcazar, Modjo, Modern Talking).
- Группа U2 и все похожие на нее рок-группы 80-х. Частично сюда можно отнести Oasis или Blur. В общем, все, кроме рефлексирующего брит-попа 90-х и группы The Smiths - они все в первой стадии.
- Зарубежная поп-музыка вроде Тины Тернер или Эроса Рамазотти. Конечно же, Элтон Джон. Конечто же сэр МакКартни.
- Как худший, но характерный представитель - Филипп Киркоров.
- Почти весь хип-хоп и r'n'b. Самый характерный представитель - 50 Cent, а также - Puff Daddy, Ja Rule, LL Cool J., KanYe West, Snoop Dogg, Sido, Bushido, MC Solaar, Ali G., Mark Morrisson, группы De La Soul, Run-D.M.C., а также Grandmaster Flash. Предствителей r'n'b перечислять не буду, они и так на слуху... :)
- Почти весь металл. Особенно power, speed, symphonic, progressive и прочие стили с чистым, стремительным вокалом, переходящим в фальцет. Сюда же можно отнести такие стили, как death metal, black metal, sympho-black metal с гроулингом, но где вокалист все равно показывает свое величие и исключительность.
Вот. Пока все. О четвертой стадии и финальном уровне расскажу в другой раз. И так уже руки отваливаются... )))))))