Вчера Ноэл, Майк и Фергал опубликовали на официальной странице The Cranberries в Фейсбуке заявление, согласно которому они собираются выпустить новый альбом группы в память о Долорес. По их словам, таким было желание самой певицы.
Долорес успела записать вокальные партии к нескольким песням, большая часть которых находится практически в завершенном состоянии. В ближайшие месяцы ребята планируют закончить альбом.
Кроме того, в планах у группы было еще несколько проектов. Если верить недавней статье в журнале Hot Press, целый выпуск которого посвятили Долорес, в последние месяцы Долорес и Ноэл также работали над неким бокс-сетом с песнями The Cranberries. Возможно, нас ждет переиздание бэк-каталога группы?
Вчера так и не смог собраться с мыслями, слишком много эмоций... Напишу о впечатлениях сегодня :)
В общем, прежду всего я хочу сказать огромное спасибо Ноэлу, Майку, Фергу и Стивену за то, что они смогли сделать альбом, составленные из незаконченных демо-записей, абсолютно безупречным по качеству. Если бы они сами на каждом углу не говорили, что в основу песен положены сырые демо, я бы никогда в жизни не догадался, что это черновики, доведенные до ума, -- настолько все круто сделано по части звука. Как уже неоднократно говорили сами парни в интервью, Долорес записывала очень качественные вокальные демо-партии, совсем недавно мы сами в этом убедились, когда послушали слитую демо-запись некоторых песен с первого сольника, и вот теперь In The End в очередной раз это подтвердил. Вокал Долорес мне ОЧЕНЬ понравился, он везде звучит очень искренне, трогательно, в нужных местах -- нежно и хрупко, а в другие моменты -- грозно и пробирая до мурашек, как умела только Долорес.
Еще я хочу сказать спасибо Петрович. Хоть мы над ней постоянно угарали, но с 2012 года она стала неотъемлемой частью группы, можно сказать практически уже родным для нас человеком :)) Как мне рассказывали европейские фанаты, которые гораздо чаще нас бывали на концертах, в последнем туре у Долорес и Петрович были очень теплые отношения, они постоянно поддерживали друг друга, а беременность Петрович в некотором смысле стала для Долорес одним из светлых моментов (так мне, во всяком случае, говорили). Так вот, у меня были небольшие опасения, что при сведении песен бэк-вокал Петрович будет сильно выделяться, но они полностью развеялись, когда я послушал альбом. Бэк-вокал Петрович записан настолько деликатно, со вкусом и в меру, что при прослушивании едва ли можно отличить, в каких местах бэки делала сама Долорес, а в каких -- Петрович. В общем, большое спасибо ребятам, Стивену и Петрович, что они настолько осторожно и бережно отнеслись к бэк-вокалу.
Теперь по поводу общего настроения и стиля альбома. Начнем с того, что он совсем не похож на первые два альбома, за исключением одной песни (о ней я напишу позднее). Но я и не ожидал похожести, несмотря на все заверния парней, потому что начиная с WUASTC в рекламной кампании каждого альбома (кроме первого сольника Долорес) использовалась сакральная фраза "похож на первые два альбома". Видимо, Клюквы действительно настолько плохо помнят свое позднее творчество, что все сравнения у них возможны только с первыми пластинками :)) Либо же так просят говорить маркетологи лейбла в рекламных целях. Но для меня это важности не играет, т.к. с самого начала я подозревал, что In The End не будет похож на ранние альбомы.
Куда больше меня интересовало и беспокоило другое -- общее настроение песен Долорес... Мне было важно понять, что было у нее в голове в последние месяцы, ведь, насколько я понял по интервью, большая часть демок была написана за полгода ДО... (с лета 2017 года по январь 2018). К моему удивлению, за исключением нескольких действительно очень мрачных по тематике песен (Lost, Catch Me If You Can, Wake Me When It's Over), все остальные композиции оставляют скорее ощущение светлой грусти, а некоторые (Got It, Crazy Heart, Summer Song) вообще звучат вполне позитивно и жизнеутверждающе... Что также показательно: на альбоме не оказалось ни одной явной песни, посвященной расставанию с Доном, ну разве что теоретически сюда можно отнести Lost, хотя мне кажется, что она скорее описывает общую ситуацию в жизни Долорес в последние месяцы.
Тематически я бы назвал альбом философским: здесь много рассуждений Долорес об одиночестве, отчужденности, о месте человека в мире, периодически встречаются упоминания о смерти или о близких к ней негативных событиях (даже в относительно позитивной Summer Song Долорес вставляет строчку "может быть, с нами случится несчастный случай"). Но также на альбоме оказалось сразу несколько песен о вновь обретенной любви, причем вполне очевидно, что Долорес поет об Оле, а также уже ставшие традиционные композиции, посвященные детям, только теперь, в отличие от ярких "детских" песен времен BTH, WUASTC и AYL, на последнем альбоме в таких треках стало больше грусти и сожаления...
В общем, альбом дает понять, какие мысли занимали Долорес в последние месяцы... и это были мысли потерянного, одинокого, заблудившегося во мраке человека, который отчаянно до последнего цеплялся за малейшую соломинку надежды (любовь к Оле и детям), но так и не смог разорвать эту "смертельную цепь", как поется в песне Catch Me If You Can... С другой стороны... Мне хочется верить, что КТО-ТО все-таки "разбудил" Долорес, когда все закончилось... как она того отчаянно просила, буквально умоляла в Wake Me When It's Over...
Что еще отмечу по стилю: мне очень понравилась музыкальная составляющая альбома, за это снова очередное спасибо парням и Стивену, они действительно постарались на славу. Все песни звучат разнообразно, интересно, во многих есть достаточно необычные для Клюкв музыкальные решения. Как мы уже заметили по песне All Over Now, группа на In The End звучит очень "по-клюквенному", но при этом как-то по-новому и свежо.
Стоит еще обратить внимание, что в "технической информации" к каждому треку на значимых ролях указан Дэн Бродбек, друг, помощник и продюсер Долорес (на альбоме он выступает как звукоинженер или дополнительный гитарист). Вероятно, именно он помогал ей записывать все демки, которые уже затем доводили до ума ребята и Стивен. Если Стивена Стрита называют пятым участником группы, то Бродбека теперь можно назвать шестым :)) Он еще и на "Розах" и Something Else хорошо отметился. В записи In The End также принимал участие Оле (в некоторых песнях он указан как инженер партий синтезаторов), но это было вполне ожидаемо, поскольку у него с Долорес была общая домашняя студия.
В целом же, в плане тематики, настроения и музыкальной составляющей In The End лично мне напомнил No Baggage: на втором сольнике Долорес тоже были песни с философскими рассуждениями и щемящее ощущение светлой грусти.
Теперь хотелось бы поделиться небольшими впечатлениями и информацией о каждой песне.
All Over Now. (Авторы: Долорес и Ноэл) После прослушивания всего альбома могу сказать, что это был отличный выбор для первого сингла. Одна из лучших песен альбома с типично клюквенным звучанием, но при этом с ощущением чего-то нового и слегка непривычного. Тревожный текст про домашнее насилие на фоне относительно позитивной музыки создает странный контраст, то самое фирменное для Клюкв чувство "светлой грусти". По словам Ноэла, это была одна из первых демок, записанных для альбома.
Lost. (Автор: Долорес) Эта песня меня просто морально уничтожила. Очень мощная композиция, при первом прослушивании она поразила меня больше всего. На мой взгляд, в песне очень сильно ощущается единоличное влияние Долорес: в сольных композициях она всегда любила делать такое слегка необычное и экспериментальное звучание. От текста по коже мурашки: в Lost наглядно видно, насколько одинокой ощущала себя Долорес в последнее время... "Я потеряна с тобою и я потеряна без тебя", -- трудно сейчас понять, к кому именно относятся эти слова, их адресатом может быть как Дон, так и Оле... либо же Долорес просто обращается к своему ближайшему окружению. В одном из интервью Фергал сказал, что плакал при прослушивании этой песни. Других эмоций вызвать она не может. Отдельно отмечу вокал Долорес в этой песне: это тот самый голос, который мы знали и любили все эти годы, и больше ТАК не споет никто на этой планете.
Wake Me When It’s Over (Автор: Долорес) Я соблюдал целибат, поэтому впервые послушал эту песню вместе с остальными треками :) Отличный выбор для второго сингла. Пожалуй, самая мгновенно запоминающаяся песня альбома -- и одновременно самая жесткая по звучания. Не зря в рецензиях ее сравнивают с Zombie. Последний рок-боевик в творчестве Клюкв, и теперь можно только догадываться, как бы круто он звучал на концертах :( Несмотря на драйвовую музыку, тематически это одна из самых мрачных песен альбома, поскольку в куплетах Долорес буквально описывает весь тот психологический ужас последних месяцев, через который она проходила, а припев -- ни что иное как крик о помощи отчаявшегося человека на грани срыва. При этом, что самое странное, по словам Ноэла, изначально у демо было звучание в стиле регги (!), но при перезаписи песни они утяжелили музыку.
A Place I Know (Авторы: Долорес и Ноэл) Очень необычная и несколько нетипичная для Клюкв песня. В звучании ощущается легкое влияние кантри, а само настроение песни такое, как будто ты только что проснулся и пытаешься понять, что вообще происходит :) Голос Долорес здесь как никогда нежен и словно "воздушен", но, вероятно, на то есть причина, поскольку песня явно посвящена детям Долорес и ее сожалению о том, что больше она не с ними. Также в тексте снова встречаются упоминания и муках и страданиях, через которые пришлось пройти Долорес, но теперь она готова оставить их позади... Несмотря на достаточно "легкое" звучание, тематически песня скорее печальная, опять же -- та самая светлая грусть :( Это была самая первая демка, специально записанная для альбома в номере отеля Ноэла в Польше в первый день тура 2017 года.
Catch Me If You Can (Автор: Долорес) Это вторая песня после Lost, которая поразила меня при первом прослушивании. Здесь снова, как и в Lost, ощущается экспериментальное звучание, характерное для сольных песен Долорес, особенно это заметно в проигрыше между припевами, где солирует некий загадочный инструмент (что это за звук такой странный, кто-нибудь знает??) Вообще, с точки зрения музыки и структуры, Catch Me If You Can -- вероятно, самая интересная композиция альбома, ею буквально можно упиваться, настолько там много всяких интересных звуковых фишек. По вокалу она тоже очень крутая, Долорес здесь просто на высоте. Наровне с Lost эта песня также очень мрачна тематически, здесь уже упоминаются намеки на смерть ("ослабляя смертельную цепь"), а от строчки "стреляй только для того, чтобы убить свою боль" становится немного не по себе...
Got It. (Автор: Долорес) Пожалуй, самая позитивная (насколько это возможно для Клюкв) песня альбома: вначале в припевах Долорес поет о том, как все потеряла, но в конце, в финальных припевах, она меняет строчки на другой смысл, и получается, что она до самого конца не теряла веры в свои силы... Все это особенно больно осозновать с учетом того, что именно Got It была той самой песней, окончательный вокал для которой Долорес отправила Ноэлу за пару дней до смерти (над музыкой они начали работу раньше) :( Также в композиции встречаются тревожные рассуждения на тему того, что мы, как общество, должны решать, где жить человеку и как ему умирать...
Illusion. (Авторы: Долорес и Ноэл) Еще одна песня с очень легким влиянием кантри-музыки. Как известно, Долорес любила кантри, и в творчестве Клюкв уже были композиции с нотками этого стиля (What's On My Mind, 7 Years), и вот именно эти две песни и напомнила мне Illusion :) У трека очень интересная судьба. Возможно, это самая старая песня, попавшая на альбом: музыку Ноэл написал около 15 лет назад для своего сольного проекта Mono Band, затем отдал ее Долорес, которая, вероятно, вела над ней какую-то работу вместе с Оле, поскольку демо-запись Illusion случайно была залита на Саундклауд проекта D.A.R.K. осенью 2017 года. В композиции чувствуется очень легкая грустинка, но в целом Illusion оставляет очень светлое и даже умиротворяющее впечатление -- наверное, это самая "спокойная" и нейтральная по настроению песня альбома, ее легко можно представить практически на любом альбоме Клюкв, кроме TTFD. Что касается текста, то трудно сказать, о ком поет Долорес. Ноэл упоминал в интервью, что в основе лирики лежит выдуманная история. Но лично мне кажется, что песня посвящена Оле.
Crazy Heart (Авторы: Долорес и Ноэл) Одна из условно "позитивных" песен альбома. Не могу сказать, что она сильно впечатлила меня после первого прослушивания, но за эти два дня я постепенно к ней привык :) У песни такое очень "топорно-кофейное" звучание, и я почти наверняка уверен, что в музыкальном плане именно в этом треке максимально проявилось влияние Ноэла, поскольку именно он обычно любит такой "звонкий" гитарный звук и все эти риффы. Судя по лирике, песня служит чем-то вроде напутствия для Тейлора (в тексте встречается фраза про "первенца").
Summer Song (Авторы: Долорес и Дэн Бродбек) Первая в истории группы песня, написанная Долорес не сольно и не в соавторстве с Ноэлем, а вместе с Дэном Бродбеком, которого я уже упоминал. Долорес познакомилась с Дэном приблизительно в 2003-2004 гг., когда начинала работу над первым сольником, и с тех пор, по ее же признаниям в интервью, она регулярно записывала с ним все те песни, которые приходили ей в голову. Многие из них до сих пор остаются неизданными (только для первого сольника было записано более 30 треков!), и можно только догадываться, услышим ли мы их когда-нибудь... Но вернемся к Summer Song. На мой взгляд, у этой песни очень похожее на стиль No Baggage звучание, но это не удивительно, потому что для NB Долорес и Дэн тоже писали песни в соавторстве (Fly Through, Be Careful). И хотя текст у Summer Song вроде как достаточно позитивный (Долорес поет о чувствах к любимому человеку, и можно предположить, что речь снова идет об Оле), но даже здесь встречаются мрачные нотки, когда Долорес вдруг внезапно в припеве пропевает фразу "может быть, с нами случится несчастный случай"... Также строчки "теперь мой мир крутится вокруг тебя" и "ты стал для меня всем" с грустью намекают нам, что в последнее время у Долорес, похоже, кроме Оле больше не осталось близких людей...
The Pressure (Авторы: Долорес и Ноэл) Очень интересная и красивая песня, которую я не "расслушал" при первом знакомстве с альбомом, но спустя два дня она пестепенно проникла в самое сердце. Здесь снова ощущается эта фирменная клюквенная грустинка, но общее настроение, опять же, скорее светлое, ведь Долорес поет о том, как все ее печали расстворяются, как только она видит лицо любимого человека (вероятно, речь снова про Оле). В этом плане тематически она очень похоже на The Glory, где пелось ровно о том же: все печали отступают, как только рядом с Долорес оказывается любимый человек. Общее звучание The Pressure снова лично мне напомнило стиль No Baggage. В интервью на Ютубе Ноэл рассказал, что эта песня потребовала неких "структурных" изменений, но в целом они были несложными.
In The End (Авторы: Долорес и Ноэл) Та самая песня, которую ребята записывали самой последней в студии вместе со Стивеном Стритом, и после прослушивания которой сидели в тишине... По-моему, тут больше нечего добавить, кроме того, что песня безумно красивая, трогательная и грустная. Вместе с Lost и Catch Me If You Can это была третья композиция, которая поразила меня до глубины души при первом прослушивании. И еще я бы сказал, что это единственная песня на альбоме, которая действительно напоминает тот самый уникальный стиль первых двух альбомов. In The End -- это классическая клюквенная баллада, которую смело можно ставить в один ряд с легендарными "финальными" песнями на альбомах (Put Me Down, No Need To Argue, Sorry Son, Roses), только если раньше у нас всегда как минимум теплилась надежда, что Клюквы или Долорес еще обязательно вернутся, то теперь... это конец.
Ну вот как-то так... Если подвести итог, то я скажу так: я очень ждал этот альбом, чтобы прежде всего для самого себя понять, ПОЧЕМУ произошло то, что произошло, ведь Долорес всегда была предельна искренней в своих песнях, и я надеялся получить в них хоть какие-то ответы... Не могу сказать, что у меня это получилось, но, к моему удивлению, In The End дал мне нечто вроде ощущения смирения, ведь я увидел, что несмотря ни на что Долорес до самого конца не опускала рук и оставалась светлым, добрым, духовным человеком. Я думал, что на альбоме будут гневные песни про расставание с Доном, про возможное предательство и прочий негатив, но ... таких песен попросту нет! Как и раньше, композиции оказались наполнены грустью и любовью, печалью и нежностью, в них хоть и встречается отчаяние (Lost) и мольба о помощи (Wake Me When It's Over), но в то же время есть надежда на лучшее и уверенность в собственных силах. И я не знаю, как это объяснить, но мне почему-то греет душу, что одной из последних написанных Долорес песен (возможно, САМОЙ последней) была именно Got It. Просто вчитайтесь в текст, особенно последние припевы: "I know that I got it, I know that I got it, I did not lose it all"...